Октябрь 2017 г.

Советы родителям первоклассниковВ жизни каждой семьи когда-то наступает радостный и в то же время тревожный день — ребенок в первый раз идет в школу. Летние месяцы — самое время начать готовиться к 1 сентября морально, материально и технически. 

Как правило, большинство первоклассников отправляются в школу с радостью. Однако нередко бывает — проходит неделя-другая, и энтузиазм куда-то улетучивается. Дело в том, что не всем удается успешно справляться с теми трудностями, которые поджидают юного ученика в школе. Педагоги и психологи выделяют четыре основные проблемы, которые могут повлечь за собой трудности в адаптации к новой школьной жизни.

Трудности в общении

Первое время каждый ученик испытывает двойное давление: и со стороны учителя, который вводит новые правила жизни, и со стороны одноклассников. В первом классе дети устанавливают между собой неформальные отношения — выясняют, кто какую роль будет играть в их новой «игре». Детсадовский ребенок в более выгодном положении — он уже знает свое место в коллективе. А ребенок, который не ходил в детский садик, привык всегда быть в центре внимания семьи, поэтому первых ролей он ожидает и здесь. Но в школе это, увы, невозможно. 

Воспитатели в детском саду, а затем и учителя в школе также влияют на статус ребенка. Достаточно педагогу один раз подчеркнуть чью-то неудачу, продемонстрировать свое пренебрежительное отношение к способностям ребенка, как остальные дети подхватывают этот тон. 

Советы родителям

    • Как можно больше общения с ребенком, в том числе вне детского сада и вне школы, это позволит ему утвердить свой статус в детском сообществе.
    • Поддерживайте любую дружбу вашего ребенка со сверстниками. Очень важно, чтобы он не был один, нашел себе товарища, а еще лучше нескольких.
    • Не сравнивайте его с другими детьми. Лучше сравнивать его же собственные достижения вчера и сегодня.
    • Не настраивайте ребенка на исключительно отличные результаты. Как правило, в первых классах многое не получается. Малыш не должен чувствовать свою вину и видеть родительское разочарование. Ребенок должен чувствовать вашу поддержку, не позволяйте ему поверить в то, что он не так хорош, как другие дети, даже если учительница утверждает, что это именно так.
    • Не ругайте ребенка сильно, если у него что-то не получается. Лучше похвалите за то, что удалось. Это, конечно, не значит, что вы должны проявлять мягкотелость в ситуациях, когда необходимо дисциплинарное воздействие. Любовь и справедливость — отличные учителя.

Советы родителям первоклассниковФизическая неподготовленность ребенка к школе

Слабо развитая мускулатура рук, пониженный слух или зрение, быстрая утомляемость, проблемы речи и т. д. создают трудности в процессе учебы. 

Советы родителям

    • Еще летом начните тренировать необходимые навыки с ребенком, это можно делать и в игровой форме. Попробуйте вместе с детьми «писать» элементы букв руками в воздухе или на больших ватманских листах. Ребенок учится свободно держать руку, а это очень полезно для прописей.
    • Когда начнутся школьные занятия, решите для себя — стоит ли заставлять ребенка делать уроки сначала на черновике, а потом переписывать в чистовик. Такие занятия, конечно, стимулируют развитие аккуратности, однако это лишняя нагрузка, которая влечет потерю интереса и вообще может отбить желание заниматься. Лучше, если школьник научится концентрировать усилия и выполнять домашние задания сразу в рабочей тетради.

Трудности в восприятии и концентрации внимания

Первокласснику порой очень трудно сконцентрироваться на какой-то теме, а ведь на уроке требуется постоянное внимание. Если ребенок до школы не научился воспринимать информацию на слух, если взрослые мало разговаривали с ним, то здесь проблем не избежать. Сегодня многие дети буквально изголодались по человеческому общению. Родители, занятые на работе и в быту, все чаще и чаще доверяют процесс воспитания «лучшему другу» современных ребятишек — телевизору. А это никому не идет на пользу. 

Советы родителям

    • Каждый вечер разговаривайте с ребенком о детском садике, а затем и о школе. Начните с вопроса, что нового он сегодня узнал. При сохранении знакомых ритуалов, в том числе ежевечернего обмена новостями с родителями, переход к школьной жизни будет не таким болезненным.
    • Навыки внимания и концентрации можно развивать. Для этого есть специальные книги-раскраски, игры. Посоветуйтесь об их выборе с учителем на летнем собрании перед школой — так вы быстрее найдете именно то, что нужно.
    • Не старайтесь вбить в маленькую головку как можно больше информации. В этом возрасте гораздо важнее научиться слушать окружающих и высказывать свои мысли, разделять главное и второстепенное, развивать трудолюбие и аккуратность.

Правильная организация процесса учебы

Важно научить будущего первоклассника самостоятельно переодеваться, организовывать свою «работу», наводить порядок на столе. Первые дни в школе ребенок находится в состоянии стресса, нервного возбуждения, волнуется, так что каждая «мелочь» например, забытая дома ручка, может усугубить ситуацию. 

Советы родителям

    • Четко организованный распорядок занятий и отдыха вне школы помогает детям «войти в колею», создает правильный баланс между отдыхом и учебой, дает необходимое ребенку разнообразие, и, с другой стороны, организованность жизни.
    • Всегда просите первоклассника переодеваться после школы — это помогает ребенку переключиться, отдохнуть.
    • Не оттягивайте выполнение уроков до вечера, лучше все сделать «по горячим следам». Делайте уроки не более одного часа!
    • Не пугайтесь, если ваш ребенок среди бела дня вдруг захочет отдохнуть, даже если на него это совсем не похоже. Дневной сон пойдет ему только на пользу.
    • Выбирайте все необходимые для учебы принадлежности вместе с ребенком — он будет относиться к ним с любовью, найдет именно то, что нравится ему. Это также и определенная тренировка — ребенок должен прислушаться к себе, понять, что для него важно, и сделать свой выбор. Кроме того, вы сразу сможете обнаружить неприятные именно для вашего ребенка детали — слишком тугие замки, слишком большие пеналы, скользкий пластик… Отсутствие таких «глупых» трудностей облегчит процесс концентрации на основных задачах.


Вещи, которые покупают или дарят первокласснику и вообще школьнику младших классов, должны обладать тремя основными свойствами:

    1. Максимальная прочность.
      Например, портфель или рюкзак первоклассника должен быть крепким, чтобы с честью вынести все испытания, предназначенные ему судьбой.
    2. Максимальная простота в эксплуатации.
      В продаже есть множество сложных, очень красивых пеналов, в которых ручки, фломастеры и карандаши вставляются в держатели-резинки. Если на уроке первоклашка достал хотя бы половину содержимого такого пенала, то на обратное заполнение у него уйдет от пяти до десяти минут (в зависимости от уровня психомоторного развития малыша). А времени нет, и потому ручки, фломастеры, ластики и карандаши ссыпаются в портфель как попало, причем, естественно, теряются и ломаются. Выход очень прост: для младшего школьника оптимальным будет пенал в виде завинчивающейся или плотно закрывающейся коробки.
    3. Заменяемость.
      Большинство маленьких школьников при поступлении в школу проходят период психологической адаптации. При этом они часто становятся еще более рассеянными, чем обычно. Что-то забывают, что-то теряют. А если вы приобрели для своего малыша эксклюзивную школьную «снасть», а он ее потерял, испортил, сломал… Вам это безразлично? Возможно. Но ребенку, поверьте, вовсе нет! И начинать с подобной неудачи его школьную жизнь совсем неуместно. Пусть школьные принадлежности будут недорогими (с одной оговоркой — не в ущерб качеству), но пусть их будет много. Потерял? Сломал? Ничего страшного. Вот они лежат, в ящике. Впредь будь аккуратнее…

Маленькие психологические хитрости

Младшие школьники любят, чтобы всего было много. То есть, самый лучший набор карандашей — это тот, где карандашей больше всего. Самая лучшая шариковая ручка — это набор шариковых ручек. Самый лучший ластик — серия ластиков с однотипными картинками. И так далее. 

Кроме того, отправляя ребенка «в первый раз в первый класс», надо учитывать, что даже очень хорошо подготовленный к школе ребенок попадает, в сущности, в чужой и незнакомый ему мир. Портфельчик — это его собственность, вещь, принесенная из ДОМА, поэтому надо постараться, чтобы, помимо сугубо школьных, функциональных вещей, в ранце первоклашки лежало что-нибудь домашнее, родное. Например, фотография мамы или сестренки, маленькая игрушка и т. п. 

Как правило, в любой школе на родительском собрании выдают более или менее подробные списки того, что ребенку нужно иметь при поступлении в первый класс. Список — это обязательные покупки, а то, что приобретается сверх списка — это подарки. Для младшего школьника обозначить подарок очень просто. Вооружаетесь списком перед походом в магазин, закупаете все необходимое. А потом говорите ребенку: «Так, вроде все по списку купили. А теперь посмотри: что бы ты еще хотел —все-таки у тебя такое событие в жизни важное. Давай купим еще что-нибудь красивое…» Первоклашка даже жадничать не будет — попросит, скорее всего, какую-нибудьяркую мелочь. Купите обязательно. 

А теперь о самом главном — на Первое сентября непременно подарите ребенку праздник. Как он будет выглядеть — решать вам, вашей семье. Семейный поход в кафе, спектакль в Кукольном театре, катание на аттракционах, просто торжественный семейный обед… Но праздник должен состояться, и решающее слово о том, каким ему быть, у ребенка, виновника торжества. Все остальное — будни, нотации, дневники, двойки, диктанты… А один раз в году — праздник школы. 

 

При подготовке статьи использованы материалы из Интернет:
http://edu.rin.ru/
http://school7.mypinsk.com/